ru | en

 

   Наука и Инновации Каспия

     Совет по научно-техническому и инновационному сотрудничеству

БАННЕР ВКБ-2024_600х210_1 (1).gif

Пресса о нас

Каспийский конфликт по-научному

Академики помогут определить статус Каспия


25.03.10
ЕВГЕНИЯ КОРЫТИНА

RBCdaily

 

 

Ученые нашли способ ускорить процесс определения политического статуса Каспийского моря. Создана научная организация для исследования региона, в которой будут в равной степени участвовать представители всех прикаспийских государств. Результатом станет создание единой информационной базы по Каспию. Таким образом, политики получат научное обоснование или опровержение своих аргументов о распределении ресурсов в пользу того или иного государства. Впрочем, вряд ли научные доводы перевесят экономико-политические.

Вопрос о том, как по справедливости разделить Каспийское море и его ресурсы, до сих пор остается открытым. Политики бьются над этим с 2001 года, но так и не могут прийти к единому мнению. Ученые оказались более открытыми для диалога. Создается совет «Наука и инновации Каспия» (СНиИК), сопредседателем которого является глава совета директоров ЛУКОЙЛа Валерий Грайфер. В перспективе организация должна объединить ученых всех прикаспийских государств. Решения будут приниматься на паритетных началах.

СНиИК будет заниматься организацией системного мониторинга потенциальных ресурсов и окружающей среды региона. Для этого буровые платформы, морские суда, подводные лодки и беспилотники, работающие в районе Каспийского моря, будут оснащены специальным исследовательским оборудованием, опять же согласованным всеми странами-участницами (не исключено, что в основу ляжет система ГЛОНАСС). В дело пойдут и глубоководные аппараты «Мир», исследовавшие Байкал и Арктику.

Главный довод в пользу создания такого союза стало то, что невозможно определить ресурсы Каспия, изучая его только в отдельных частях, в противном случае картина будет далека от объективной. «У нас появится возможность мирным путем урегулировать спорные ресурсные вопросы, — говорит исполнительный директор совета Нина Левшина. — Мы надеемся, что это ускорит решение правового статуса Каспия». В состав организации сейчас входят представители научной элиты России и Казахстана, свое принципиальное согласие дал Азербайджан. С российской стороны проект уже получил политическое одобрение со стороны представителей фракции «Единая Россия».

Финансирование научной деятельности совета планируется как за счет государственных источников, так и за счет заинтересованных в этом нефтедобывающих компаний. По словам г-жи Левшиной, проект найдет поддержку со стороны ЛУКОЙЛа, который уже предоставил свои платформы для его реализации. В «Роснефти» также подтвердили готовность оказать финансовую поддержку в том случае, если «это будет профильная деятельность, например геофизика».

Каспийское море — очень богатый регион, доказанные ресурсы нефти около 10 млрд т, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18—20 млрд т, и естественно, каждое из прилежащих к нему государств пытается получить самый большой кусок «пирога». Несколько лет назад Иран хотел получить 50% каспийского дна, лишь недавно умерил свои желания до 20%. Несмотря на то что решение о разделе шельфа между Казахстаном и Россией принято, до сих пор не улажены детали по Хвалынскому месторождению (запасы 332 млрд куб. м газа, 36 млн т нефти), и ЛУКОЙЛ не может приступить к его разработке.

Эксперты скептически оценивают шансы ученых повлиять на ход событий по определению политического статуса Каспия. «Существует опасность, что полученные результаты исследования о распределении ресурсов создадут почву для нового витка переговоров», — предполагает юрист коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Лебедев. Кроме того, могут быть затронуты вопросы национальной безопасности, а это серьезное препятствие на пути реализации самой идеи. По мнению г-на Лебедева, у всех стран есть заинтересованность оставить данные о своих ресурсах в некой информационной блокаде. «В итоге это все равно вопрос согласования политической воли», — уверен юрист.


06.05.2011 19:26:32
Оценка ситуации в регионе Каспийского моря и прикаспийских государствах в апреле 2011 года
Акватория Каспийского моря
Акватория Каспийского моря
В рассматриваемый период активизировался переговорный процесс пяти прикаспийских государств по решению основного каспийского вопроса. Вместе с тем очередное, 28-е, заседание Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря (СРГ) первоначально оказалось на грани срыва вследствие несогласованности между сторонами относительно даты его проведения. Но в конечном итоге оно было проведено 26-27 апреля 2011 года в Баку.

Учитывая большую активность Азербайджана в организации проведения данного мероприятия, можно говорить о его наибольшей заинтересованности в скором решении каспийского вопроса. Что же касается отмеченной выше несогласованности, то, скорее всего, она была обусловлена не столько организационно-техническими, сколько политическими моментами, выражающимися либо в сознательном затягивании переговорного процесса, либо во внесении в него некоторой напряженности. Объективно и то, и другое отвечает позициям и интересам Ирана в целях оказания воздействия на другие прикаспийские государства с тем, чтобы в конечном итоге разделить дно и акваторию Каспия с максимальной для себя выгодой.

Именно в этом духе Тегеран в очередной раз проявил себя и на отмеченном заседании СРГ, выразив при этом неоднозначную позицию. С одной стороны, согласно заявлению спецпредставителя президента ИРИ по вопросам Каспия Мохаммеда Мехди Ахундзаде, его страна готова к конструктивному сотрудничеству с другими государствами в процессе разработки Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и рассчитывает завершить этот документ до конца текущего года. При этом в качестве основных факторов, способных повлиять на это Ахундзаде назвал расширение связей и сотрудничества между странами Каспийского региона, а также недопущение вмешательства в этот процесс внешних сил.

С другой стороны, Иран сохраняет позицию непризнания двухсторонних договоров, на основе которых в 1998-2003 гг. Азербайджан, Казахстан и Россия фактически разделили между собой северную часть Каспия. По мнению Ахундзаде, пока не будет принята разрабатываемая конвенция, свою юридическую силу должны сохранять советско-иранские договоры 1921 и 1940 гг. Скорее всего, такая позиция Тегерана уже давно вводит Астану, Баку и Москву в замешательство, вынуждая их искать взаимоприемлемые пути к компромиссу. При этом речь здесь может идти о вопросах межгосударственного взаимодействия, не имеющих непосредственного отношения к каспийскому вопросу.

Так или иначе, но в целом Иран, похоже, все-таки больше склонен к скорому решению последнего, чем это наблюдалось раннее. В пользу этого, в частности, свидетельствуют слова Ахундзаде в его интервью информационному агентству «Trend» о необходимости ускорения работы по определению национальных зон, что, в свою очередь, призвано улучшить обеспечение безопасности границ прикаспийских государств, включая борьбу с контрабандой, незаконной ловлей осетровых рыб и т.д. Возможно также, что свою роль в смягчении позиции Ирана сыграл фактор нарастания напряженности в его отношениях с США и Европейским союзом. В связи с этим его, видимо, больше беспокоят не столько браконьеры или контрабандисты, сколько вероятное появление подразделений Пентагона или НАТО в зоне его рубежей на Каспии.

Судя по всему, эти настроения Тегерана почувствовал Баку, который, кстати, 19 апреля второй раз, начиная с 2010 года, отложил на неопределенный срок проведение на своей территории совместных с США военных учений «Региональный ответ-2011» без каких-либо официальных объяснений по этому поводу. Первоначально предполагалось, что эти учения, запланированные соответствующим соглашением между Баку и Вашингтоном, пройдут 15-25 мая. Не исключено, что Азербайджан пожертвовал этим мероприятием в целях умиротворения Ирана и согласования с ним вопросов как проведения 28-го заседания СРГ, так и продвижения ее работы в целом. Показательным также стал прием Ахундзаде президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, в ходе которого они обсуждали каспийскую тематику и другие вопросы двустороннего взаимодействия. При всем этом Баку не пошел совсем на отмену указанных выше военных учений, оставив тем самым себе возможности для определенных маневров в отношениях с Тегераном.

Не меньше Азербайджана и Ирана в ускорении работы над Конвенцией по правовому статусу Каспийского моря заинтересована и Россия. Оценивая заявление участвующего в работе СРГ посла по специальным поручениям МИД РФ Александра Головина, можно предположить, что здесь преобладает вопрос политического престижа. Учитывая, что в этом году в Москве будет проведен четвертый саммит глав прикаспийских государств, Россия явно стремится завершить работу над рассматриваемой конвенцией, чтобы уже официально принять ее на предстоящем саммите. Такой вероятный расклад способен повысить роль Москвы не только в переговорном процессе, но и в рамках развития регионального сотрудничества в будущем.

В целом, согласно коммюнике 28-го заседания Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, его участники продолжили согласование положений проекта конвенции и обсудили вопросы, связанные с реализацией Протокольного решения глав прикаспийских государств по национальной зоне. Было также достигнуто согласие по отдельным положениям проекта конвенции. В то же время, по словам вице-министра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, ряд вопросов, включая судоходство, военную деятельность, обеспечение безопасности и т.д., пока остаются открытыми. Особенно важным, по словам Халафова, здесь является вопрос о размере флота каждой из пяти стран на Каспии.

При всем этом самым существенным достижением прошедшей встречи представителей внешнеполитических ведомств прикаспийских государств следует считать их приход к соглашению о том, что национальная зона каждой из пяти стран будет простираться на 25 миль. Правда, по непонятным причинам этот момент не отражен в итоговом коммюнике, и о нем стало известно лишь из сообщения Мохаммеда Мехди Ахундзаде. Но в любом случае, судя по заявлению представителя Туркменистана Мурата Атаджанова, участникам 28-го заседания СРГ удалось найти общий язык по отдельным моментам, не согласованным прежде. Поэтому шансы сторон прийти к компромиссу и окончательно решить каспийский вопрос возросли.
Рассматриваемый период также ознаменовался проведением серии международных мероприятий с участием заинтересованных субъектов прикаспийских государств, в чем особенно отличилась Россия.

Прежде всего, 18-19 апреля в Москве в Центре международной торговли был проведен Международный экономический форум «Каспийский диалог – 2011». Его основной целью была названа консолидация усилий по расширению взаимовыгодного сотрудничества в Каспийском регионе. Организаторами форума выступили министерства иностранных дел и природных ресурсов и экологии, Торгово-промышленная палата РФ и Российская академия наук. В работе форума приняли участие представители государственных органов, нефтегазовых компаний, других коммерческих структур, научно-исследовательских организаций из стран Каспийского региона, а также Международного энергетического агентства.

Работа Международного экономического форума «Каспийский диалог – 2011» проводилась в формате следующих семи заседаний:

1. Каспийский диалог - пусть к экономической стабильности и процветанию в регионе.
2. Четвертый каспийский энергетический форум «Энергия Каспия - энергия мира».
3. Минерально-сырьевая база Каспия - потенциал международного экономического и инновационного сотрудничества.
4. Проектирование и строительство. Прикаспийское измерение.
5. Инфраструктурный и транспортный потенциал Каспийского региона.
6. Биоресурсы и экология Каспийского региона.
7. Сотрудничество в развитии информационно-технологической инфраструктуры Каспийского региона.

Основное внимание на этом мероприятии было уделено вопросам расширения сотрудничества и партнерства в освоении минерально-сырьевых ресурсов, сфере строительства и модернизации объектов инфраструктуры, промышленных, горнорудных, нефтегазодобывающих и перерабатывающих мощностей, разработки и реализации инновационных проектов, развитии рыболовства и сохранении экологии Каспийского региона.

Скорее всего, проведение этого форума является одной из первых российских инициатив такого плана, посредством которых данная страна постепенно подготавливает почву для проведения в этом году на своей территории четвертого саммита глав прикаспийских государств с возможным вынесением на его обсуждение интересующих ее вопросов, например, создания в перспективе Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС).
Свой вклад в это дело внесла и Астраханская область, на территории которой 20-22 апреля прошел Третий Каспийский инновационный форум. В качестве главной цели проведения этого мероприятия было заявлено придание импульса формированию инновационно-технологической инфраструктуры в регионе. Организатором форума выступил Астраханский государственный технический университет.

Данный форум, первое заседание которого состоялось в Астрахани в 2009 году, призван содействовать установлению благоприятного инновационного климата и представляет собой площадку для обмена опытом заинтересованных субъектов России и других прикаспийских государств в инновационной сфере. Участниками его третьего заседания стали более 250 молодых ученых, предпринимателей, руководителей малых инновационных предприятий из различных субъектов РФ, а также Азербайджана, Ирана и Казахстана.

В рамках Третьего Каспийского инновационного форума прошли такие мероприятия, как инвестиционный форум бизнес-лидеров «Инновации для бизнеса», II-я межрегиональная конференция молодых ученых и инноваторов «Инно-Каспий», семинар руководителей малых инновационных предприятий, учрежденных вузами и НИИ, расширенное заседание комитета Астраханской торгово-промышленной палаты по научно-техническим инновациям и высоким технологиям и открытые заседания клубов молодых инноваторов Астраханской области.

Примечательно, что состоявшийся в Москве МЭФ «Каспийский диалог - 2011» совпал по времени с проведением в Баку V-й Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции. Организаторами данного мероприятия выступили британская компания «Confidence Capital Ltd» и Азербайджанская государственная нефтяная академия при поддержке Министерства промышленности и энергетики АР, Каспийско-Европейского интеграционного делового клуба, а также Акимата Мангистауской области Республики Казахстан. В работе конференции приняли участие более 100 представителей организаций и предприятий нефтегазового сектора из Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана, а также Украины, Турции, Румынии, Чехии, ЕС, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными целями конференции стали предоставление ее участникам самой актуальной информации о состоянии нефтегазовой индустрии Каспийского региона, а также анализ тенденций и возможных сценариев реализации отдельных проектов транспортировки углеводородов, развития промышленности и всего региона. В целом, она была направлена на комплексное изучение основных тенденций развития экономической ситуации и особенностей развития геополитических процессов в регионе Каспийского моря.

Во время работы V-й Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции ее участники обсуждали, в частности, такие вопросы, как развитие транспортной инфраструктуры региона, взаимосвязи прикаспийских государств и стран-партнеров, торговля энергоносителями, логистические проблемы и их решения, экспорт каспийского газа, развитие перевалочных мощностей, анализ реализуемых и будущих нефтегазовых проектов, роль углеводородных ресурсов Каспийского моря на мировом рынке энергоносителей и т.д.

Вместе с тем, если отмеченные выше российские мероприятия были ориентированы на расширение экономического и научно-технического сотрудничества стран Каспийского региона с интеграционными перспективами, то азербайджанская конференция, скорее всего, была направлена на поиск точек соприкосновения и устранение противоречий между различными внешнеэкономическими партнерами Азербайджана в рамках энергетических проектов. Показательным в этом отношении стало обсуждение здесь вопросов реализации проектов «Южный коридор» и «Набукко».

В рамках регионального сотрудничества, преимущественно проявляющегося в двухстороннем формате, а также при взаимодействии с другими странами, прикаспийскими государствами в рассматриваемый период были осуществлены различные действия по следующим направлениям.
По общей линии межгосударственного взаимодействия. 16 апреля в иранском городе Урмия состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана, Ирана и Турции Эльмара Мамедъярова, Али Акбара Салехи и Ахмеда Давудоглу соответственно. По ее итогам была принята Декларация, отражающая важность наращивания экономического и политического, в том числе в сфере безопасности, сотрудничества между данными странами. По словам Салехи, все три страны подчеркивают необходимость урегулирования региональных разногласий на мирной и справедливой основе и считают, что расширение отношений между ними могли бы помочь установить и гарантировать мир и стабильность в регионе.

Следует отметить, что главы МИД Азербайджана, Ирана и Турции уже проводили трехстороннюю встречу в Стамбуле в декабре 2010 года и договорились о проведении таких встреч регулярно для обсуждения региональных вопросов. А следующая их встреча пройдет в октябре этого года в Нахичевани. Все это свидетельствует о заинтересованности Ирана и Азербайджана относительно участия Турции в различных проектах в Каспийском регионе.

Довольно интенсивно развиваются взаимоотношения между Азербайджаном и Казахстаном. Так, по информации казахстанского посла в Азербайджане Серика Примбетова, озвученной в ходе проведенной 1 апреля в Баку его пресс-конференции, число подписанных между двумя странами соглашений превышает 80. В настоящее же время на рассмотрении находятся еще около 10 документов по вопросам сотрудничества в нефтегазовой сфере, области торгового судоходства, аграрной сфере и т.д. При этом большая часть из них, по словам Примбетова, будет подписана в ходе предстоящего в этом году официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан.

По линии добычи и экспорта нефти. В данной сфере наибольшую активность в рамках двустороннего взаимодействия продемонстрировали Казахстан и Россия. Так, 6 апреля дочерняя структура российской компании «ЛУКОЙЛ» - «Лукойл Оверсиз Сервис Б.В» приступила к бурению второй разведочной скважины на структуре «Тюб-Караган» в казахстанском секторе Каспийского моря. Следует отметить, что пробуренная здесь же в 2005 году первая разведочная скважина не выявила промышленных запасов углеводородов. Партнером россиян в данном проекте выступает «КазМунайТениз», дочернее предприятие национальной кампании «КазМунайГаз». Результаты бурения новой скважины, проектная глубина которой составляет 2150 метров, по словам директора казахстанского филиала «Лукойл Оверсиз Сервис Б.В» Андрея Кириллова, планируется получить к осени текущего года.
Помимо этого «Лукойл Оверсиз Сервис Б.В» готова приступить к бурению разведочной скважины на структуре Южное Забурунье в Атырауской области. Всего же в ближайшее время эта компания совместно с партнерами намерена пробурить в Казахстане около 200 разведочных и эксплуатационных скважин, из которых около 150 приходится на месторождение Бузачи.

Сотрудничество двух стран активно развивается и в рамках Каспийского трубопроводного консорциума, акционерами которого они являются. Так, 19 апреля в Москве состоялись заседание Совета директоров ЗАО «КТК-Р» (российская структура КТК) и внеочередное общее собрание акционеров АО «КТК-К» (казахстанская структура КТК). Акционеры консорциума обсудили текущую ситуацию по проекту расширения КТК и приняли решения, необходимые для начала реализации его первого этапа.

В частности, было одобрено заключение договоров с 11-ю ранее отобранными подрядными организациями на строительные работы на основных реконструируемых и вновь возводимых объектах на территории России. Кроме того, было получено одобрение по 7-ми основным договорам на строительство соответствующих объектов в Казахстане. Наконец, был согласован ряд других финансовых и организационных решений. В целом, все эти решения дают старт активной фазе увеличения мощности трубопроводной системы КТК уже в июне текущего года.

По линии добычи и экспорта газа. В рамках данного направления довольно активно развивались взаимоотношения постсоветских государств Каспийского региона с Ираном.

В частности, производственное объединение «Азеригаз», входящее в структуру Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), продолжает мероприятия, направлены на увеличение объема транспортировки природного газа из Азербайджана в Иран. В связи с этим в начале апреля была принята в эксплуатацию Астаринская газокомпрессорная станция. Осуществление проекта ее строительства и эксплуатации предполагает два этапа. На первом этапе на данной станции были установлены 6 компрессорных агрегатов с газовыми двигателями марки 10 QKNAM. В результате этого суточный объем транспортировки газа был доведен до 3,5 млн. кубометров. На втором этапе число компрессорных агрегатов планируется довести до 10, в связи с чем суточная прокачка увеличится до 5 млн. кубометров газа. С помощью этого проекта Баку рассчитывает обеспечить бесперебойное газоснабжение через Иран находящуюся в положении эксклава Нахичеванскую Автономную Республику.

6 апреля в Москве состоялась рабочая встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и заместителя первого вице-президента Исламской Республики Иран по вопросам контроля и координации экономической политики Али Ага Мохаммади. Стороны обсудили возможности развития российско-иранского сотрудничества в нефтегазовой сфере. Особое внимание было уделено тенденциям развития мирового рынка энергоресурсов, а также вопросам расширения стратегического партнерства в рамках деятельности Форума стран-экспортеров газа. По результатам переговоров было выражено единое мнение о том, что консолидация усилий глобальных энергетических компаний-участников указанного форума для стабилизации ситуации на рынке природных ресурсов является важным фактором повышения мирового уровня энергетической безопасности.

Наконец, в конце апреля договор о транзите газа подписали Иран и Туркменистан. В связи с этим документом объем транспортируемого по иранской территории туркменского природного газа составит 20 млн. кубических метров в день. Тем самым Иран расширяет свой транзитный потенциал, что, в свою очередь, повышает уровень его значимости по данной линии межгосударственного сотрудничества среди других прикаспийских стран. В его политических интересах также просматривается стремление не допустить в перспективе перетекания значительных объемов экспортированного газа из Азербайджана и Туркменистана в пользу проекта «Набукко», из участия в котором его фактически исключили.

В относительно позитивном русле развиваются и взаимоотношения между Туркменистаном и Россией. В частности, 7 апреля заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев на пресс-конференции в Москве заявил, что пересмотра цен на природный газ с Туркменистаном не будет. Это автоматически предполагает и сохранение стабильности по объемам поставок «Газпрому» туркменского газа. В целом, согласно планам данной компании, в 2011 году закупка природного газа в Центральной Азии будет увеличена на 2% - до 38,8 млрд. кубических метров.

А 27 апреля Валерий Голубев находился с рабочим визитом в Ашхабаде, где был принят президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. Данное обстоятельство демонстрирует большой уровень заинтересованности данной центрально-азиатской страны в наращивании взаимовыгодного партнерства с Россией в газовой сфере. В ходе данной встречи состоялся обстоятельный обмен мнениями о перспективах расширения партнерства Туркменистана с «Газпромом» с учетом приоритетов своей энергетической политики. В частности, были обсуждены направления и формы сотрудничества в реализации ряда новых инфраструктурных проектов в нефтегазовой отрасли, а также в области развития газохимической промышленности в Туркменистане.

По линии торгово-экономического сотрудничества несырьевого характера. 26 апреля президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял президента российской Международной группы компаний «Итера» Игоря Макарова. Следует отметить, что помимо сотрудничества в нефтегазовом секторе «Итера» также активно участвует в реализации градостроительной программы в Туркменистане. В связи с этим Игорь Макаров доложил главе государства о готовности к сдаче в эксплуатацию двух ипподромных комплексов международного уровня – в Балканском и Лебапском велаятах. По словам Макарова, при строительстве данных объектов были учтены все предложения и замечания туркменской стороны. В частности, в данных комплексах созданы все условия для содержания животных. При этом комплексы оснащены телекоммуникационной техникой и спутниковой связью, обеспечивающей в режиме реального времени прямые трансляции и телемосты с другими ипподромами Туркменистана.

По линии судоходства. В рамках сотрудничества между Россией и Казахстаном с начала апреля буксиры «Северо-Западного пароходства» приступят к работе по транспортировке проектных грузов на месторождение Кашаган. В частности, 10 апреля буксир СЗП «Александр Обухов» принял в Таганрогском заливе Азовского моря баржу «ТМИ-4» с оборудованием общим весом 840 тонн, откуда доставил ее в Ростов-на-Дону. Далее совместно с буксиром компании «МБ-1222» была обеспечена транспортировка объекта в Астрахань. Данный груз предназначен для возведения объектов добычи нефти и газа на строящемся искусственном острове по переработке нефтехимических продуктов, расположенном вблизи порта Курык Мангистауской области Казахстана.

Сотрудничество соответствующих субъектов прикаспийских государств в рамках рассматриваемого направления коснулось и вопросов взаимопомощи в чрезвычайных обстоятельствах. Так, например, 11 апреля недалеко от порта Оля в Астраханской области на мель сель иранский сухогруз, что осложнило работу канала Волга – Каспий. В результате был создан затор из 14 судов. Правда, попытки российского буксира снять иранский сухогруз с мели не удались. Поэтому пришлось ожидать повышения уровня воды в данной части канала.

13 апреля азербайджанские службы откликнулись на призыв о помощи, позвучавший на судне «Salistar», принадлежавшем Казахстану. Причиной данного обращения стало резкое ухудшение самочувствия судового повара Ларисы Завадиной. В результате неотложных мер, проведенных Государственной морской администрацией, Министерством по чрезвычайным ситуациям и Государственной пограничной службой Азербайджана пострадавшая была доставлена на станцию скорой медицинской помощи города Баку, где ей была оказана первая медицинская помощь. После этого женщина была госпитализирована, и в настоящее время ее самочувствие оценивается как нормальное.

По линии развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций в регионе. 25 апреля в Ашхабаде состоялась официальная церемония подписания пятистороннего Соглашения о создании Международного транспортного и транзитного коридора между правительствами Ирана, Омана, Катара, Туркменистана и Узбекистана. Данный транспортный и транзитный коридор призван соединить Центральную Азию с государствами Ближнего Востока и способствовать налаживанию перспективного сотрудничества региона с государствами Южной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Партнеры также не исключают, что этим маршрутом для получения выхода к рынкам соответствующих государств могут также воспользоваться в перспективе Россия и Китай.

Дополнительно к этому министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи заявил о том, что его страна готова выступить в качестве транзитной страны для транспортировки газа и нефти из Центральной Азии в страны Персидского залива. В связи с этим в настоящий момент от границы Ирана с Туркменистаном до порта Чабахар строится железная дорога протяженностью 1600 км. В целом, по оценкам Салехи, Иран обладает возможностью транспортировать до 10 млн. тонн нефтепродуктов в год.

По линии экологии. В рассматриваемый период Казахстан вновь поднял вопрос относительно введения моратория на вылов рыбы осетровых пород на Каспии в интересах сохранения биоразнообразия моря. С соответствующим заявлением по этому поводу 28 апреля выступил министр охраны окружающей среды РК Нургали Ашимов. По его мнению, к запрету на вылов осетровых следует подходить с международной точки зрения, что предполагает его введение всеми без исключения прикаспийскими государствами. Ашимов также сомневается в правильности позиции Министерство сельского хозяйства РК, которое допускает разрешение на вылов рыбы частиковых пород. На его взгляд, в этом вопросе нужен комплексный подход.

2. Россия

В рассматриваемый период Россия на официальном уровне продолжила уделять большое внимание вопросам развития своего топливно-энергетического комплекса, в том числе относящегося и к ее сектору Каспийского моря.

В частности, в своем выступлении на состоявшемся 8 апреля в Санкт-Петербурге совещании о мерах по развитию энергетического машиностроения в Российской Федерации председатель правительства РФ Владимир Путин заявил о том, что в ближайшие годы Россия станет одним из крупнейших мировых производителей оборудования и технологий для ТЭКа, в том числе буровых установок и платформ. Для этого, по его словам, потребуются правильные управленческие решения, серьезные инвестиции, меры эффективного финансового сопровождения проектов и налоговое стимулирование. Путин также отметил, что России предстоит осваивать новые нефтегазовые провинции в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, выходить на месторождения Ямала и арктического шельфа, работать на Черном и Каспийском море.

21 апреля Владимир Путин представил в Государственной Думе отчет о деятельности правительства РФ за 2010 год. Касаясь вопросов развития нефтегазового сектора экономики, он, в частности, отметил, что Россия впервые вышла на уровень добычи нефти в 505 млн. тонн в год. По газу же прирост добычи составил почти 12%. Всему этому способствует открытие и освоение новых крупных месторождений, включая месторождение имени Юрия Корчагина на Каспии. Кроме того, российские энергетические компании осваивают новые экспортные маршруты и укрепляют свои позиции на внешних рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Российские власти также уделяют внимание вопросам международного сотрудничества в рамках освоения своих шельфовых месторождений, в том числе и на Каспии. Так, 26 апреля в рамках своего рабочего визита в Данию Владимир Путин посетил судостроительный концерн «Moller-Maersk» и выразил надежду на расширение сотрудничества с ним. Известно, что «Moller-Maersk» давно работает с «ЛУКОЙЛом», по заказу которого в свое время он пробурил первую скважину на Центральном месторождении на Каспии. Путин оценил такую деятельность как удачную с точки зрения применения новейших технологий и сохранения окружающей среды. Вместе с тем он призвал датский консорциум сотрудничать не только с «ЛУКОЙЛом», но и с «Газпромом» и «Роснефтью» в других регионах России.

А 25 апреля Владимир Путин провел рабочую встречу с президентом ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым. В ходе этой встречи особое внимание было уделено планам совместных действий «ЛУКОЙЛа» с ОАО «Роснефть». Следует отметить, что 21 апреля данные российские компании подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве. В связи с этим они должны в мае создать совместные рабочие группы, чтобы затем к августу определить список проектов с последующей оценкой их эффективности и разработкой приемлемых механизмов сотрудничества. Объединение усилий «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти» коснется и совместного проведения геолого-разведочных работ на каспийском шельфе. Среди же собственных задач и планов «ЛУКОЙЛа» на Каспии Алекперов отметил бурение скважины горизонтальных стволов до 5 км.

О большом уровне значимости для ОАО «ЛУКОЙЛ» ее деятельности на Каспии свидетельствует проведение 27 апреля в Астрахани совета директоров компании. По итогам этого мероприятия было принято решение считать дальнейшее развитие проектов на Каспийском море приоритетным направлением увеличения «ЛУКОЙЛом» добычи нефти и газа на ближайшую и среднесрочную перспективу. Также были определены следующие планы компании в регионе:

1) проведение корректировки концепции освоения морских месторождений на лицензионных участках компании на Северном Каспии с учетом результатов геологоразведочных работ;
2) вложение в течение 4-х лет более 100 млрд. рублей в освоение месторождения имени Владимира Филановского;
3) проведение, начиная с мая этого года, тендеров по выбору подрядчиков для обустройства указанного выше месторождения с подведением их итогов к сентябрю текущего года;
4) введение в эксплуатацию морских месторождений имени В. Филановского в 2015 году и Сарматское - в 2017 году;
5) инвестирование компанией более 22 млрд. долларов США в развитие своих каспийских проектов в течение ближайших 15-16 лет;
6) доведение в указанный выше период ежегодного уровня производства на Каспии до около 10 млрд. кубометров газа и около 6-8 млн. тонн нефти.

Кроме того, «ЛУКОЙЛ» заинтересован в подготовке кадров для работы по освоению морского шельфа. В связи с этим 26 апреля в поселке Ильинка Астраханской области Вагит Алекперов и губернатор области Александр Жилкин приняли участие в торжественной церемонии открытия «ЛУКОЙЛом» первого в России Корпоративного учебного центра по подготовке персонала для работы на морских нефтегазовых объектах. Центр рассчитан на обучение около 2500 человек в год. В программе обучения в нем предусмотрены практические занятия с использованием различного рода тренажеров, воспроизводящих реальные условия работы персонала на морских нефтегазовых объектах в обычных, нештатных и аварийных ситуациях. При соответствующем лицензировании и аккредитации Корпоративный учебный центр будет выдавать международные сертификаты Американского института нефти, Международного форума контроля скважин и Международной ассоциации буровых подрядчиков.

Сама Астраханская область продолжает наращивать свою привлекательность в качестве центра международного сотрудничества в соответствующей части России. Показательным в этом отношении стало посещение Астрахани в начале апреля делегацией представителей деловых кругов Испании. В ходе их встречи с министром экономического развития Астраханской области Аскаром Кабикеевым стороны проявили интерес к установлению партнерских связей друг с другом в сфере реализации и продвижения конкретных инвестиционных проектов.

В рамках развития портовой инфраструктуры ОАО «Нафта-Москва» выразила намерение стать инвестором реконструкции Махачкалинского морского торгового порта. Актуальность данного решения обусловлена ухудшением работы порта, включая наличие у него большой задолженности и снижение объемов грузооборота. При этом в планах «Нафта-Москва» стоит не только улучшение деятельности порта, но и его акционирование с возможной впоследствии его передачей в собственность Дагестана на условиях частно-государственного партнерства.

В рамках обеспечения безопасности актуальным остается борьба с браконьерством. В связи с этим в прикаспийских субъектах федерации началось проведение ежегодного оперативно-профилактического мероприятия правоохранительных органов по охране водных биоресурсов «Путина-2011». Его целью является выявление и пресечение браконьерства в дельте Волги и на северном Каспии, ликвидация незаконных цехов по переработке рыбопродукции, перекрытие каналов транспортировки незаконно добытой рыбы, в первую очередь ценных и реликтовых видов.

В процессе этого мероприятия подразделениями береговой охраны Пограничного управления ФСБ РФ по Республике Дагестан за две последние недели апреля произведен осмотр 11 судов, задержаны 21 нарушитель пограничного режима и 30 маломерных плавсредств, уничтожено около 10 браконьерских баз, вытралено более 40 тыс. метров сетей и свыше 500 крючков, изъято у браконьеров более 500 кг водных биоресурсов, выпущены в естественную среду обитания более 30 рыб осетровых видов.

В Астраханской области 21 апреля сотрудники управления по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов УВД АО задержали ВАЗ-21093 под управлением жителя региона. При обыске в машине и домовладении данного гражданина, а также на складах, расположенных в Наримановском районе области, сотрудниками милиции было изъято свыше 400 килограмм рыбы осетровых пород без документов, подтверждающих законность ее происхождения. По данному факту возбуждено уголовное дело.

В рамках защиты экологии и сохранения биоресурсов Центр лабораторного и технического анализа Дагестана провел исследование акватории Каспийского моря близ Махачкалы. Исследование показало, что сюда в общей сложности было сброшено около 4,5 тонн различных нефтепродуктов. При этом содержание растворенных нефтепродуктов в отобранных пробах воды составило 991,15 мг/л, что более чем в 14 тысяч раз превышает допустимую норму. В связи с этим центр разослал соответствующие информационные сообщения в Министерство природных ресурсов и экологии Дагестана, управление Роспотребнадзора по республике и другие компетентные ведомства.

14 апреля в селе Икряное Астраханской области на научно-экспериментальной базе «БИОС» открылся новый цех, предназначенный для выращивания мальков белуги и русского осетра. На церемонии открытия присутствовали руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний и губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Данный цех оснащен оборудованием, обеспечивающим круглосуточный доступ свежей воды во все 150 бассейнов, где содержатся мальки. Вода проходит многоступенчатую систему очистки, налажена система теплорегулирования. В год он будет выпускать 500 тыс. мальков осетровых весом от 50 до 300 граммов. Всего в 2011 году «БИОС» планирует вырастить 1,2 млн. штук молоди осетровых, а также 2 млн. мальков судака.

Актуальность данной деятельности подтвердили и результаты общественных слушаний, прошедших 19 апреля в Каспийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства (КаспНИРХ) по инициативе Агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области. Слушания были посвящены вопросам биологического обоснования общего допустимого улова и рекомендуемого вылова водных биологических ресурсов в Южном рыбохозяйственном районе Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. В частности, по оценкам ученых из КаспНИРХ, естественное воспроизводство осетровых рыб остается на крайне низком уровне. Запасы воблы, судака и сазана тоже находятся в напряженном состоянии. Запас килек увеличился, но только за счет кильки обыкновенной. Вместе с тем выловы морских сельдей, атерины и кефалей показали стабильность и высокий уровень их промысловых запасов.

В результате слушаний была принята резолюция, которая рекомендует соблюдать режим рыбохозяйственных попусков воды в низовьях Волги, проводить мелиоративные мероприятия, внедрять инновационные технологии искусственного воспроизводства ценных видов рыб, а также вести просветительскую деятельность по вопросам, касающихся состояния запасов водных биоресурсов.

3. Азербайджан

Одной из наиболее приоритетных задач азербайджанского руководства продолжает оставаться развитие нефтегазового комплекса страны. Как следует из доклада первого вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Хошбахта Юсифзаде на V-й Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции, подтвержденные запасы нефти в республике составляют 2 млрд. тонн, газа – 2,2 трлн. кубометров, а прогнозируемые углеводородные запасы страны оцениваются в 6 млрд. тонн условного топлива. При этом общий объем инвестиций в нефтегазовый сектор Азербайджана достиг 35,5 млрд. долларов США.

Вместе с тем, по мнению Юсифзаде, для Азербайджана оптимальным уровнем ежегодной добычи нефти являются 50-55 млн. тонн в год. Это целесообразно с точки зрения рациональности разработки блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ), а также с учетом объемов потребления нефти в республике и расходования денежных средств. Кстати, рассматриваемый период ознаменовался реализацией следующего этапа разработки АЧГ, по результатам которого добычу нефти здесь планируется начать в 2013 году. Кроме того, планируется проект разработки глубокозалегающих пластов АЧГ, что предполагает начать с них добычу газа в 2017 году.

Относительно текущей деятельности ГНКАР ее первый вице-президент сообщил, что компания в настоящее время осуществляет бурение поисково-разведочной скважины глубиной 6,4 тыс. м на месторождении Булла-Дениз и скважины глубиной 4,8 тыс. м - на месторождении Аляты-Дениз. В перспективных же планах компании находятся доразведка и разработка месторождений Карабах и Аршафи, а также разработка структур Бабек, Асиман-Шафаг, Апшерон и Зафар-Машал.

В течение рассматриваемого периода ГНКАР также была осуществлена следующая деятельность по освоению месторождений в азербайджанском секторе Каспийского моря:

1) бурение новой нефтяной скважины на мелководной части месторождения «Гюнешли». Проектная глубина скважины составляет 2950 метров, а предполагаемый ежесуточный дебет - 150 тонн;
2) проведение подготовительных работ по бурению второй разведочной скважины на месторождении «Умид». Проектная глубина скважины составляет 6500 метров;
3) подготовка к сдаче в эксплуатацию новой скважины на мелководной части месторождения «Гюнешли». Глубина данной скважины составляет 3373 метра;
4) сдача в эксплуатацию новой скважины на платформе «Нефтяные камни-1887». Ежесуточный дебет скважины с интервала 2512-2498 метров составляет 35 тонн нефти и 22 тыс. кубометров газа;
5) вывод на стадию завершения бурение двух скважин на платформе «Гюнешли-13», которые планируется сдать в эксплуатацию до конца мая этого года.

В контексте международного сотрудничества по линии добычи нефти и газа наиболее активно развиваются взаимоотношения между Азербайджаном и британской компанией «BP». В частности, 4 апреля Кабинет министров Азербайджана утвердил свои обеспечение и обязательства в рамках контракта на разведку, разработку и раздел продукции морского блока «Шафаг-Асиман». Данный контракт был подписан ГНКАР и «BP» в октябре 2010 года сроком на 30 лет. Долевое распределение участия в контракте составляет 50 на 50 %.

В рамках освоения газоконденсатного месторождения «Шах Дениз» «BP» возобновила опережающее бурение скважины «SDX-07», глубина которой составляла 1101 метров. Бурение планировалось завершить до конца этого года. Однако из-за проблем, возникших в результате спуска обсадной колонны, которую удалось спустить только на глубину 900 метров, работы были приостановлены. В связи с этим, по некоторым данным, данная скважина будет ликвидирована, а буровая установка будет передвинута на другое место для бурения новой скважины.

Несмотря на это, в перспективе «BP» планирует установить на месторождении «Шах Дениз» две морские платформы и пробурить 30 подводных скважин. Это позволит, по ее оценкам, добывать дополнительно 16 млрд. кубометров газа в год в рамках реализации проекта «Шах Дениз-2». Ожидается, что на полную мощность проект «Шах Дениз-2» выйдет в 2016-2017 гг.

27 апреля в Баку состоялась встреча президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева с главой «BP» Робертом Дадли. Стороны обсудили вопросы проведения разведочных работ на блоке «Шафаг-Асиман», подготовительных работ в рамках второй стадии разработки месторождения «Шах Дениз», транспортировки азербайджанского газа в Европу, а также возможности сотрудничества в проектах, реализуемых не только в Азербайджане, но и других странах.

Кстати, в пользу максимальной диверсификации поставок азербайджанского газа в Европу на V-й Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции выступил представитель Европейского союза в Азербайджане Ролан Кобиа. По его словам, ЕС рассматривает Азербайджан как связующее звено в реализации проектов «Южного коридора». При этом, хотя Кобиа и отметил возможность осуществления морских перевозок каспийских углеводородов в Европу, однако стратегическую важность для ЕС, на его взгляд, является транспортировка газа через территорию Турцию.
Тем самым Кобиа фактически дал понять Азербайджану, что Европейский союз поддерживает расширение его взаимоотношений с Турцией по вопросам экспорта газа. Очевидно, что это обусловлено фактором участия Стамбула в проекте «Набукко». В то же время представитель ЕС подчеркнул, что Россия остается главным партнером Евросоюза в энергетической сфере. Скорее всего, такое заявление было сделано в целях поддержки Баку и недопущения воздействия на него со стороны Москвы в связи с его готовностью к участию в эксплуатации газопровода «Набукко».

Не менее интенсивно в рассматриваемый период протекало сотрудничество Азербайджана с Украиной. В частности, 19 апреля в Баку состоялось совместное заседание азербайджано-украинской рабочей группы по вопросам сотрудничества в энергетической отрасли. На ней были рассмотрены вопросы взаимодействия по поставкам азербайджанской легкой нефти из Каспийского региона в Украину и ее последующего транзита в третьи страны. Следует отметить, что в настоящее время азербайджанская нефть транспортируется по территории Украины пока только в Беларусь для переработки на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. Данные поставки осуществляются по нефтепроводу «Одесса-Броды» в рамках swap-операций между Азербайджаном, Беларусью и Венесуэлой.

Помимо этого участвующий в данном мероприятии директор департамента по вопросам нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности и альтернативных видов топлива Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Кирюшин выступил с предложением к Азербайджану принять участие в строительстве на территории его страны терминала сжиженного газа, которое планируется завершить к 2015 году. Также Киев готов к сотрудничеству с Баку в рамках строительства терминала по сжижению газа в грузинском порту Кулеви. В целом, украинская сторона планирует получить из Азербайджана к 2015 году минимум 2 млрд. кубометров сжиженного газа.

Данная тема нашла свое продолжение 28 апреля во время официального визита президента Украины Виктора Януковича в Азербайджан. По итогам его переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, в частности, было заявлено о том, что данные страны начинают между собой консультации по вопросу поставок сжиженного газа. Результатами же этих консультаций должны стать конкретные предложения и технико-экономическое обоснование с отражением объемов поставок сжиженного газа, вопросов его транспортировки и т.д.

Помимо этого Янукович выступил за необходимость продления нефтепровода «Одесса-Броды» до польского Гданьска на Балтийском море. Судя по всему, тем самым Киев рассчитывает заинтересовать Баку данным проектом в связи с возможным расширением маршрута для экспорта азербайджанской нефти в Европу и склонен ожидать от него поддержки в процессе соответствующих переговоров с Варшавой.

В контексте деятельности по развитию транспортной инфраструктуры следует отметить ход строительства в республике нового судостроительного завода, официальное начало которого состоялось в марте 2010 года. На текущий момент проведены все тендеры по выбору подрядчиков строительства, и в течение месяца ГНКАР, являющаяся заказчиком данного проекта, выявит победителей и подпишет контракты. Планируется, что завод начнет деятельность в июне 2013 года и сможет производить по четыре 15-тысячных танкера и вспомогательных судна в год. При этом Азербайджан предполагает, что в перспективе данное предприятие будет работать не только на потребности страны, но и по заказам других прикаспийских стран.

18 апреля Азербайджанское государственное каспийское морское пароходство (КАСПАР) и хорватская судостроительная верфь «Uljanik» подписали протокол о намерениях по строительству новых паромов для Азербайджана. Данные паромы будут строиться в соответствие с самыми современными международными требованиями по схеме «2+3». При этом стоимость строительства одного судна составит 22 млн. евро.

В рамках охраны окружающей среды Институт геологии Национальной Академии наук Азербайджана представил в середине апреля правительству республики свои рекомендации относительно установки на нефтяных платформах донных сейсмографов, которые будут следить за процессами, происходящими на дне Каспийского моря. Соответствующими мерами ученые рассчитывают избежать повтора в Азербайджане экологической катастрофы, произошедшей в Мексиканском заливе.

4. Казахстан

Казахстан в рассматриваемый период уделил большое внимание вопросам международного сотрудничества в рамках освоения своего сектора Каспийского моря. Наиболее заметным в этом плане событием стал приезд в Астану 14 апреля председателя совета директоров и главного исполнительного директора американской компании «Шеврон» Джона Уотсона, который был принят президентом РК Нурсултаном Назарбаевым и премьер-министром Каримом Масимовым.

Во время встречи с главой государства Уотсон проинформировал его о работе совместного предприятия «Тенгизшевройл» (ТШО) в рамках освоения месторождения Тенгиз. В том числе это коснулось вопросов применения здесь новейших технологий, в частности, в процессе закачки сырого газа, охраны окружающей среды, безопасности труда, подготовки казахстанских кадров, завершения строительства завода по производству металлопластиковых труб и подготовки к строительству завода по производству запорной арматуры. Уотсон также выразил готовность «Шеврона» инвестировать в строительство ветряной электростанции и внести тем самым свой вклад в развитие возобновляемых источников энергии в Казахстане.

В ходе встречи Уотсона с Каримом Масимовым были обсуждены вопросы развития мировых цен на нефть, а также освоения месторождений Тенгиз и Карачаганак. Скорее всего, основной акцент был сделан именно на последнее из них в связи с ведущимися с прошлого года переговорами казахстанского правительства с консорциумом «Карачаганак Петролеум Оперейтинг B.V.» о приобретении до 10% доли участия в Карачаганакском проекте. Учитывая, что «Шеврон» имеет здесь 20% акций, Астана, видимо, рассчитывает на его поддержку в данном вопросе. В противном случае она может возобновить давление на то же ТШО по основаниям нарушения им законодательства республики. Хотя однозначно сложно сказать, какой будет окончательная позиция «Шеврона» в данном вопросе.

Еще более сложно продолжают развиваться взаимоотношения между казахстанским правительством и консорциумом «North Caspian Operating Company» (NCOC), ведущим работы по освоению месторождения Кашаган. Так, 6 апреля Казахское телеграфное агентство (КазТАГ) со ссылкой на британскую газету «The Telegraph» сообщило о том, что Казахстан планирует на три года приостановить работы по основному этапу освоения Кашагана. Причинами этого названы намерение участвующих в данном проекте компаний «Royal Dutch Shell» и «Exxon Mobil» убедить Министерство нефти и газа РК поддержать упрощенный проект, который сократит их издержки на 18 млрд. долларов США (до 50 млрд. долларов США).

В свою очередь министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев во время своей прошедшей 21 апреля пресс-конференции также подтвердил вероятность того, что сроки второй фазы освоения Кашагана могут быть отложены с 2018 года до 2021 года. Вместе с тем, во-первых, он связал это с непринятием возглавляемым им министерством у NCOC еще в конце прошлого года концепции второй фазы освоения месторождения Кашаган, которая была расценена как неэффективная. А, во-вторых, это обстоятельство, по словам Мынбаева, не должно повлиять на сроки завершения первой фазы проекта, которые запланированы на конец 2012 - начало 2013 гг.

В любом случае NCOC планирует завершить анализ проектного решения по реализации второй фазы Кашаганского проекта во второй половине 2011 года. После этого соответствующее проектное решение будет представлено на утверждение акционерам консорциума и Министерству нефти и газа РК. Следует отметить, что вторая фаза данного проекта предполагает увеличение добычи нефти до 375 тыс. баррелей с последующим увеличением до нормы в 1,5 млн. баррелей в сутки.

На этом фоне довольно позитивно развивается соответствующее сотрудничество Казахстана с Индией, что подтверждают итоги официального визита в Астану 15-16 апреля премьер-министра этой страны Манмохана Сингха и его встреч с Нурсултаном Назарбаевым и Каримом Масимовым. Одним из итогов этого визита стало подписание между национальной компанией «КазМунайГаз» (КМГ) и индийской компанией «ONGC Videsh Limited» пакета документов по сделке о передаче последней 25% акций в проекта освоения месторождения «Сатпаев» на шельфе Каспия. Подписной бонус при этом составляет 80 млн. долларов США. Общий план инвестиций индийской стороны в данный проект предполагает 400 млн. долларов США. Скорее всего, Астана посредством соответствующего сотрудничества с Дели пытается извлечь не только экономические, но и политические выгоды. В данном случае речь может идти о стремлении Казахстана сбалансировать с помощью Индии растущее влияние Китая в своей экономике, учитывая традиционную геополитическую конкуренцию между двумя этими странами.

В рамках развития портовой инфраструктуры нужно отметить деятельность Акимата Мангистауской области по дальнейшему развитию индустриально-инновационного потенциала посредством создания в 2011-2012 гг. двух новых свободных экономических зон (СЭЗ) - «Каспий» и в Бейнеуском районе области. Управляющей компанией по реализации данного проекта определена социально-предпринимательская корпорация «Каспий».

Нужно отметить, что пока в Мангистауской области действует только СЭЗ «Морпорт Актау», в рамках которой, в частности, производят свою продукцию три предприятия, реализуется также 8 других проектов и одобрены к реализации еще 5 крупных экспортоориентированных проектов. При этом в текущем году на развитие здесь необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры из бюджетных средств будет направлено 3 млрд. тенге
Что касается двух запланированных СЭЗ, то «Каспий» будет построена на территории станции Болашак. При этом в ее состав войдут две субзоны - непосредственно сама станция и будущий международный курорт Кендерли. На территории СЭЗ «Каспий» планируется открыть транспортно-логистический центр и международный центр приграничного сотрудничества. Все процедурные вопросы по открытию данной СЭЗ планируется решить одновременно с запуском железной дороги Узень – граница с Туркменистаном в октябре этого года. Другая СЭЗ, создаваемая в Бейнеу, предназначена для оказания услуг транспортным предприятиям и обеспечения экспортно-импортного товарооборота. Предполагается, что объем перевозки грузов через ее территорию составит 12 тыс. тонн в год.

В рамках обеспечения безопасности в Каспийском регионе Казахстан активно осуществляет деятельность по противодействию браконьерству. В частности, 6 апреля в Атырау состоялось очередное заседание Координационного совета правоохранительных органов Атырауской области, на котором были рассмотрены вопросы повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с браконьерством, незаконным оборотом рыбы и рыбной продукции.

По итогам данного совещания было принято решение о дальнейшей активизации совместных мероприятий, включая утверждение соответствующего плана, детально определены силы и средства правоохранительных органов, их дислокация и расстановка на предстоящий весенний нерест рыб в Урало-Каспийском бассейне. В целом по области на борьбу с браконьерством предполагается задействовано более 400 человек, 40 единиц техники, 50 плавательных средств, 6 служебных животных, 17 камер видеонаблюдения, организовать свыше 30 постов и 19 мобильных групп. Помимо всего это на борьбу с браконьерством будут привлечены военные корабли и вертолеты, что свидетельствует о серьезных угрозах данной преступной деятельности общественной и национальной безопасности Казахстана.

Следует также отметить, что 8 апреля суд города Атырау приговорил 11 браконьеров из Дагестана (РФ), занимавшихся незаконным выловом осетровых рыб в территориальных водах Казахстана и оказавших вооруженное сопротивление пограничникам, к 2 годам лишения свободы каждого с конфискацией имущества. Браконьеры были задержаны казахстанскими пограничниками в ноябре 2010 года. При этом еще двое из них были убиты во время перестрелки.

В рамках деятельности по защите экологии особое внимание уделяется вопросам реагированию на чрезвычайные ситуации на Каспии. В связи с этим 27 апреля Министерство иностранных дел РК провело «круглый стол» по вопросам усиления международной готовности и реагирования в случае нефтяных разливов посредством содействия ратификации и имплементации основных конвенций ООН.

Выступивший на этом мероприятии глава Центра ОБСЕ в Астане Александр Кельчевский, в частности, отметил, что вопросы защиты природы в регионе Каспийского моря остаются острыми ввиду увеличения объемов добычи и транспортировки нефти и газа. Поэтому в рамках предотвращения и ликвидации нефтяных разливов ОБСЕ рекомендовано сфокусироваться на национальном уровне на продвижении конвенций Международной морской организации по подготовке к реагированию и устранению последствий нефтяных разливов. В данном случае речь идет о конвенциях о готовности к реагированию и сотрудничеству в случае загрязнения нефтью, о гражданской ответственности в результате загрязнения нефтью, о создании международного фонда компенсации ущерба в результате загрязнения нефтью и о гражданской ответственности за ущерб в результате загрязнения флотским мазутом.

Участвующий также на этом «круглом столе» начальник управления по государственному контролю нефтегазовой промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РК Аскар Уразмагамбетов сообщил о договоренности МЧС с другими заинтересованными государственными органами относительно создания в ближайшее время единой специализированной организации по адекватному реагированию на чрезвычайные ситуации на Каспии. В связи с этим МЧС в настоящее время проводит работу по подготовке необходимой документации и определению нужного количества специальной техники, оборудования, зданий и помещений

Данную организацию планируется создать на базе военизированного противофонтанного отряда «Акберген», причем на основе государственно-частного партнерства путем долевого участия государства и недропользователей. При этом помимо ликвидации аварийных ситуаций, связанных с выбросами нефти и газа, и тушения пожаров на нефтяных объектах северного Каспия, она будет выполнять государственные функции по оказанию помощи, спасению и эвакуации людей на море, тушению пожаров на морских объектах, подъему затонувших судов и проведению подводно-технических работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Примерно в это же время Специализированный межрайонный экономический суд Атырауской области обязал компанию «Тенгизшевройл» (ТШО) выплатить в бюджет республики свыше 1,7 млрд. тенге за ущерб, нанесенный окружающей среде. Данное решение вынесено по результатам рассмотрения дела о загрязнении ТШО окружающей среды летом прошлого года. В частности, на технологических линиях одного из заводов компании было приостановлено производство, в результате чего произошел выброс загрязняющих веществ.

5. Туркменистан

Туркменистан делает заметные успехи в процессе своего экономического развития, о чем свидетельствуют не только официальные, но и экспертные зарубежные оценки.

Как сообщает 15 апреля правительственная газета «Нейтральный Туркменистан», в первом квартале этого года темп роста добычи нефти и газового конденсата составил 106,5% к аналогичному уровню 2010 года. Добыча же природного и попутного газа за этот период выросла на 41,3%, а его экспорт - на 87,9%. В связи с этим общая прибыль от реализации природного и сжиженного газа, нефтепродуктов и полипропилена увеличилась в 2,5 раза и составила более 1,7 млрд. долларов США.

Что касается зарубежных оценок, то Азиатский банк развития (АБР) в своем докладе «Прогнозы развития Азии в 2011 году» прогнозирует темпы роста ВВП в Туркменистане до 9 и 10 % соответственно в 2011 и 2012 гг. Причем такие ожидания связаны главным образом с открытием новых газопроводов – «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай» и вторая ветка газопровода «Туркменистан-Иран» и возобновлением газового экспорта. Аналогичный прогноз содержится также в докладе ООН «Мировое экономическое положение и перспективы, 2011 год», где рост ВВП Туркменистана ожидается на уровне не менее 10% в 2011-2012 гг.

Наконец, Международный валютный фонд (МВФ) в своем докладе «Перспективы развития мировой экономики в 2011 году» отмечает, что Туркменистан в этом году выйдет в лидеры среди государств СНГ по темпам экономического роста. Правда, если в этом году данный рост составит 9%, то в 2012 году эксперты МВФ ожидают его снижение до 6,4%. В любом случае, Туркменистан, согласно оценкам МВФ, выиграет от высоких цен на природный газ. Очевидно, что все эти оценки создают положительный образ Туркменистана, особенно с точки зрения инвестиционной привлекательности.

В рамках международного взаимодействия одним из наиболее важных событий рассматриваемого периода стал официальный визит в Туркменистан 28 апреля президента Беларуси Александра Лукашенко. По итогам его переговоров с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым они договорились о создании двустороннего Совета делового сотрудничества при совместной Межправительственной комиссии, в состав которого могли бы войти представители Торгово-промышленных палат и коммерческих структур двух стран. Кроме того, между министерствами иностранных дел Беларуси и Туркменистана была подписана Программа сотрудничества на 2011-2012 годы.

Бердымухамедов, в частности, пригласил белорусские компании принять участие в инвестиционных проектах в рамках реализации программы по созданию Национальной туристической зоны «Аваза» на каспийском побережье. Вместе с тем представляется, что Минск наиболее всего заинтересован в получении туркменских углеводородов. Тем самым Туркменистан в данном вопросе смог бы составить альтернативу России, с которой у Беларуси сложились довольно сложные и неоднозначные отношения именно по поставкам нефти и газа.

Аналогичный интерес к Туркменистану проявляет и Украина. Показательным в этом отношении стало проведение 1 апреля в Ашхабаде второго заседания туркмено-украинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Примечательно, что данная комиссия не собиралась с 2003 года. Это обстоятельство свидетельствует о заинтересованности самого Ашхабада в расширении взаимодействия с Киевом.
В состав делегации Украины во главе с первым вице-премьером и министром экономического развития и торговли Андреем Клюевым вошли руководители и представители отраслевых министерств и ведомств, а также компаний «Нафтогаз Украины», «Энергосоюз», «Метинвест-холдинг», «Алтком», «Аэросвит», «Лекхим» и т.д. По итогам заседания стороны договорились искать новые формы торгово-экономического сотрудничества, в том числе путем проведения совместных бизнес-форумов, участия в ярмарках и выставках. Также была достигнута договоренность расширять сотрудничество между Академиями наук Туркменистана и Украины, в частности, в проведении совместных исследований в области инновационных технологий в добыче и переработке нефти и газа.

Еще одним важным событием стало проведение 14 апреля в Париже первого заседания межправительственной рабочей группы Туркменистана и Франции по сотрудничеству в энергетическом секторе. Туркменистан был здесь представлен вице-премьером и министром иностранных дел Рашидом Мередовым и министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Байрамгельды Недировы. Французскую же сторону представляли директор Департамента по безопасности снабжения и новых энергетических средств Министерства экологии, энергии и устойчивого развития ФР Филипп Жежер и директор Департамента континентальной Европы Министерства иностранных и европейских дел ФР Филипп Лефор.

Стороны обменялись мнениями о состоянии и перспективах двустороннего энергетического сотрудничества и высказались за его расширение. В частности, было озвучено, что к разработке туркменской части Каспия и изучению возможностей транспортировки газа в Европу в ближайшее время может быть привлечена французская нефтегазовая компания «Total». Актуальность соответствующих моментов обусловлена тем, что Туркменистан выставил на Каспии около 30 морских договорных блоков с запасами в 11 млрд. тонн нефти и 5,5 трлн. кубометров газа и сейчас им ведутся переговоры по условиям соглашения о разделе продукции (СРП). В связи с этим интерес к сотрудничеству с Ашхабадом проявляют также другие французские компании - «GDF Suez» и «Schneider Electric».

Вместе с тем примечательно, что содержание совместной декларации, принятой по итогам рассматриваемого мероприятия, не раскрывается ни Францией, ни Туркменистаном. Это обстоятельство дает основание предполагать, что данный документ содержит не просто общие принципы, но и конкретные направления двустороннего сотрудничества и меры по их реализации. В связи с этим возможно, что Ашхабад не заинтересован оглашать их вследствие того, что они могут вызвать негативную реакцию со стороны других его внешнеполитических партнеров, включая Россию и Иран.

Несмотря на такую многовекторность в вопросах энергетического сотрудничества, Туркменистан не только сохраняет, но и расширяет свое соответствующее взаимодействие с Китаем. Об этом свидетельствует подписание 26 апреля в Ашхабаде кредитного соглашения между Государственным концерном «Туркменгаз» и Государственным банком развития КНР, а также соглашения о многостороннем сотрудничестве между «Туркменгазом», китайской компанией «Петрочайна» и Государственным банком развития КНР.

Согласно первому из них Пекин предоставляет Ашхабаду кредит в размере 4,1 млрд. долларов США в целях ускоренной промышленной разработки крупнейшего газового месторождения Южный Иолотань-Осман в Марыйской области с ресурсами в 21 трлн. кубометров газа. Второй же подписанный документ предусматривает гарантии возврата кредитных средств за счет поставок туркменского природного газа в Китай.

Следует также отметить, что, по некоторым данным, в июне этого года ожидается визит президента Туркменистана в Китай, в ходе которого будет подписано соглашение о дополнительных поставках этой стране 20 млрд. кубометров туркменского газа. В то же время подобное развитие отношений между двумя странами способствует усилению присутствия Китая в экономике Туркменистана.

6. Иран

Иран в рассматриваемый период уделил большое внимание вопросам развития нефтегазового сектора своей экономики как в целом, так и в рамках освоения контролируемой им части Каспийского моря.

Так, по озвученному 1 апреля заявлению генерального директора Иранской национальной буровой компании Хейдара Бахмани, программы этой компании по проведению буровых работ и предоставлению инженерно-технических услуг выполнены на 96%. При этом на текущий момент времени в различных районах страны на суше и на море ею пробурено 185 нефтяных и газовых скважин, что на 50 скважин превышает соответствующий показатель за предыдущий период.

6 апреля заместитель министра нефти Ирана Мохсен Ходжасте сообщил о начале работ по утвержденным проектам на текущий год в рамках 5-й пятилетней программы экономического развития страны. В частности, по его словам, запланировано добычу природного газа увеличить до 700 млн. кубометров в день. В свою очередь это благоприятно отразится на экспорте иранского природного газа в соседние государства. При этом в нефтегазовую промышленность Ирана будет инвестировано около 30 млрд. долларов США.

Наконец, 29 апреля генеральный директор Иранской инженерной компании развития газовой отрасли Али Реза Гариби сообщил о том, что к 2015 году, когда должна завершиться 5-я пятилетняя программа экономического развития ИРИ, в стране будет построено 5 тыс. км газопроводов и 50 газокомпрессорных станций высокого давления. При этом в строительство соответствующих объектов будет вложено около 15 млрд. долларов США, их которых 4 млрд. долларов приходится на текущий год.

Что касается освоения иранской части Каспия, то согласно озвученному 18 апреля сообщению директора Национальной нефтяной компании Ирана по разведочным работам Махмуда Мухаддиса, бурение своей первой разведочной скважины здесь Иран намерен завершить к марту 2012 года. При этом в строительство нефтяной платформы вложены инвестиции на сумму более 500 млн. долларов США.

Практически в это же время генеральный директор нефтяной компании «Хазар» Али Осули заявил о том, что успешно завершены два этапа проведения разведочного бурения и в самое ближайшее время после необходимых измерений и проверки надежности буровой платформы начнется третий этап геологической разведки в Каспийском море. Соответствующая буровая платформа находится в 250 км от иранского побережья.

По оценкам Осули, северные провинции Ирана и южная часть Каспийского моря располагают большим потенциалом с точки зрения запасов жидких и газообразных углеводородов. При этом «Хазар» опирается на данные исследований, выполненных в 2002-2003 гг. и приведших к обнаружению на Каспии 46 больших и малых потенциальных с точки зрения наличия углеводородов геологических структур. Это обстоятельство открывает хорошие перспективы для деятельности указанной нефтяной компании.

Не меньшее внимание Тегеран уделяет вопросам развития своего как гражданского, так и военного флота. В первом случае нужно отметить прошедшую 21 апреля в порту Энзели церемонию передачи частной судоходной компанией государственному флоту торгового судна «Дарьядель 1», приобретенного ею в России за 18 млрд. риалов (около 1,8 млн. долларов США). «Дарьядель 1» представляет собой многоцелевое судно водоизмещением 2,8 тыс. тонн, длиной - 90 м, шириной - 13 м и осадкой - 4,5 м. Данное судно будет курсировать между северными портами Ирана и портами других прикаспийских стран. Следует также отметить, что в настоящее время в иранском торговом флоте на Каспийском море насчитывается 30 судов.

Что касается укрепления военного флота, то, как следует из озвученного 27 апреля сообщения заместителя командующего иранских военно-морских сил адмирала Гуламрзы Хадима, в ближайшие дни подразделениям ВМС, находящимся в Каспийском море, будет передан эскадренный минный тральщик «Вилайет». Следует отметить, что он является усовершенствованной формой корабля «Джамаран», способного вести борьбу против подводных, надводных и воздушных целей, а также к использованию в «электронной войне». Судя по всему, тенденция усиления Тегераном своих ВМС на Каспии обусловлена его опасением относительно вероятного проникновения в регион военных подразделений США и их союзников. К тому же она является ответной реакцией на действия соседних государств, в частности, Азербайджана, в рамках развития ими военно-технического сотрудничества с указанными политическими оппонентами Ирана.

В контексте развития транспортно-транзитного потенциала Ирана, согласно заявлению заместителя министра дорог и транспорта ИРИ Шахрияра Эфенди-заде в его интервью агентству ИСНА, доходы страны от транзита могут превысить нефтяные доходы. В связи с этим в программе по развитию транзита предусматривается увеличение протяженности железных дорог на 4 тыс. км, а также переоборудование примерно 6 тыс. км автодорог общего назначения в скоростные автотрассы.

При этом особую важность, по словам Эфенди-заде, представляет коридор «Восток – Запад», автомобильные дороги которого пересекают территорию Ирана и связывают страны СНГ с Европой. А реализация в рамках этого коридора крупного железнодорожного проекта позволит связать Китай через Казахстан и Туркменистан с Ираном и Турцией и далее с Европой. Другим важным проектом является строительство железной дороги Казвин – Решт – Астара, которая свяжет железнодорожную сеть Ирана с азербайджанской Астарой. Ввод этой железной дороги в эксплуатацию позволит доставлять в Европу те или иные товары через территорию Ирана в кратчайшие сроки.

В сфере защиты экологии и сохранения биоресурсов Каспия следует ответить заявление руководителя Общенациональной ассоциации рыболовецких и рыбоводческих кооперативов Ирана Арсалана Касеми в интервью агентству ИРНА о том, что Иран лидирует в области восстановления запасов осетровых рыб. В связи с этим он отметил работу научно-исследовательского института «Шахид Дадман», который ежегодно тратит значительные средства на восстановление рыбных запасов.

В качестве других аргументов в пользу своей страны Касеми отметил, что Иран, во-первых, в значительно меньшей мере, чем другие прикаспийские страны, загрязняет Каспийское море промышленными отходами. А, во-вторых, на процесс добычи и переработки осетровых и продажи икры здесь распространяется монополия государства. Тогда как в некоторых других прикаспийских странах происходит бессистемный лов рыбы. Скорее всего, данное заявление Арсалана Касеми озвучено в поддержку официальной позиции Ирана относительно его нежелания принимать предложение Казахстана о введении моратория на лов осетровых рыб.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдаются положительные сдвиги в процессе совместной деятельности всех пяти прикаспийских государств по решению основного каспийского вопроса. В определенной степени на это влияют факторы позитивного развития межгосударственного взаимодействия по различным вопросам в дву- и многостороннем формате, а также заинтересованности Ирана в расширении регионального сотрудничества на фоне его политического противостояния с США и ЕС.

При этом активное участие последних в реализации экономических и особенно энергетических проектов в Каспийском регионе все больше и больше балансируется усиливающимся проникновением сюда Китая. Особенно это видно по результатам политико-экономического сотрудничества последнего с Казахстаном и Туркменистаном, что создает серьезные риски для суверенитета этих государств. С другой стороны, в отличие от тех же США и ЕС активизация Китая в регионе практически не влечет за собой проявления каких-либо серьезных противоречий между прикаспийскими странами, препятствующих им договориться об определении правового статуса Каспийского моря. Поэтому при желании Китай может принять активное участие в процессе развития интеграции в Каспийском регионе.
Источник: http://www.casfactor.com/